Простое правило

О грехах, ошибках, слабостях09.08.2015

Довольно часто мы оказываемся в таких ситуациях, когда не знаем как себя вести. Стараемся поддержать разговор, подбираем слова, а беседы не получается. Наблюдая за людьми, за манерой их общения, часто ловлю себя на мысли, что смотрю спектакль. Игра порой столь убедительна, что верю и принимаю правила игры. Тихий шепот разума при этом предупреждает: «Не увлекайся, поверишь, и будет больно».

Может сразу открыто и прямо изложить свое понимание ситуации, раскрыть свое отношение, ну и что, что может разгореться конфликт? Зато расставлены точки над i, нет притворства. Как часто мы вежливы с теми, кому хочется нагрубить! И насколько обходительны с теми, кому дорого наше внимание? Скажите, что в каждой ситуации по-разному приходится поступать, и что правила совместного общежития и устоявшейся морали требуют уважительного отношения к людям. Все так, да только не единожды сталкивалась с людьми, убедительно исполняющими роль добрейшей души человека, но при этом внутренне спокойных и безучастных к делам и судьбам других людей. Веришь в их искренность, а она оказывается хорошо отрепетированной ролью и так искусно проигрывается, что не только заводит в заблуждение, но и доставляет боль, поскольку разоблачение фальши все равно наступает. Казалось бы, имея богатый опыт общения, уже нужно было привыкнуть к тому, что жизнь - игра, причем чаще без правил.

Всегда ли мы способны объяснить свое поведение, выбор, личностное предпочтение и симпатию? Постфактум, если постараемся, возможно и получится объяснить, почему совершаем необдуманные поступки и легковерные шаги. А ведь редко стараемся в самоанализе и познании себя. Скорее всего, по причине невнимательного отношения к себе сталкиваемся с неприятностями и скучными людьми. А те, в свою очередь, становятся раздражителями нашего сознания, вынуждающими нас задумываться о происходящем с нами.

Благодарны ли мы при этом людям, которые нас критикуют, людям, которые не только подмечают, но и обнародуют наши слабости и грехи? Скорее чаще их ругаем и раздражаемся, или, что еще хуже, уподобляемся им, принимая условия войны. Срывы бывают у каждого. Способностью совладать с собой, умением держать себя в руках и не поддаваться вынуждаемому возмущению люди отличаются друг от друга.

Одни считают недостойным себя вступать в полемику с теми, кто рангом и должностью пониже их. Другим наплевать на должности и звания, главное, чтобы повод отстоять правоту был. Третьи пасуют перед теми, кто выше их статусом, поэтому от ярости краснеют, но вслух не возмущаются. Симпатичны люди, которые при любом раскладе сохраняют трезвость ума и холодность сердца. Они, как правило, не допускают конфликтов, в этом их правота и сила.

Вместе с тем, есть категория людей, благодарящая своих врагов, и к ним уважения больше. Не каждый отважится признать правоту недруга, если она ему неприятна. А сказать спасибо своему недоброжелателю многим и не по силам, и непонятно зачем такое великодушие?

А вы, говорите спасибо людям, которые вас критикуют? А тем, кто вас отвергает? Как, вы не скажите спасибо тем, кто вас преследует и повсюду расставляет ловушки?

Почему мы не хотим быть благодарными людям, которые способствуют формированию нашей личности. Критиканы своей критикой указывают на наши слабые места и, тем самым, подсказывают на что нам следует обратить внимание. Тот, кто нас отвергает, дает понять, что ему в нас не нравится. И, если быть объективным, следует признать: чужое око зорче, взгляд проницательнее, а выводы смелее. К нашей сути, даже если она за семью печатями, приводят не только наши дела, но и люди, создающие шум, чтобы мы не сбились с пути. Так чего же скупиться и жадничать на благодарность? Нужно снять шляпу перед теми, кто потратил самое ценное, что есть у него, чтобы подсказать нам направление движения.

А сколько признательности должны мы проявить, чтобы преследующие, не оставили нас на полпути к обретению смирения и терпимости!

Радоваться нужно всем и всему происходящему. Когда исчезнут недоброжелатели, не исчезнет ли вместе с ними и наша жажда жизни? Не притупится ли ее вкус? Разве не стоит рассматривать смиренность, как радостную созерцательно-творящую жизнь? В основе радости созидание, в основе творчества - свобода и борьба. Борьба, отрицающая старое и приводящая к новому. Даже человек, не допускающий конфликтов и являющий собой пример смиренномудрия и любви, является воином. Он победил самого себя, установив власть над страстями и желаниями. Однако однажды побежденный опасен желанием реванша. Победа, как, и поражение, не столько количеством приобретенного или потерянного измеряется, сколько осознанием факта свершившегося.

Иные победители живут хуже побежденных, но при этом горды собой. Война человека с самим собой направлена не на уничтожение или завоевание, она выполняет миссию совершенствования и укрепления. Становится поверкой на крепость и стойкость человека, что и подтверждается его поступками и способностью к благодарности. Воля человека – вот имя победителя человека. На чем она основывается и как поддерживается? Если внешними ограничениями или поощрениями, тогда и речи о ней не стоит вести. Война корыстного человека, не начавшись масштабно, обречена на поражение. Однако он живет в достатке, и ему комфортно. И этим счастлив. Наверное, его не осуждают, порой приводят в пример. Каждому известно, чего стоит благосклонность такого человека, и сколько нужно заплатить за его отношение.

А как сложно порой установить отношения с человеком, не знающем цены себе. Вроде бы он хорош и уважаем, но контакта не получается. Причина несогласия проста: каждый ищет себе подобного. Люди, находящиеся на разных волнах, имеющие разные ценности, друг другу не враги, но и не друзья. Чтобы кого-то принять, стоит не столько понять, сколько разделить мир его ценностей. Многие готовы отдать свою свободу за внимание такого мудреца, ищут встреч и общения с ним. Но тому, кто ценит свободу, рабы не нужны. Учиться быть на равных не значит стать кому-то равным. Справедливость жизни такова, что каждый получает столько, сколько стоит и чего заслуживает. Если стоимость велика, тогда мало найдется желающих платить за то, что не по карману. Если ее занизить, то многие даже не обратят внимание на мелочёвку. И не потому что богатых мало или много нежелающих размениваться по мелочам, просто большинство из нас, ударившись в определение себестоимости, не задумывается о глупости, собой же творимой.

Жизнь ценного человека им самим не ценится, он готов отдать ее если не другим, то объекту, сделавшим его ценным. Риелторы жизни, скупщики имен и славы, свита сопровождения и толпа желающих продать себя периодически устраивают балы и ярмарки тщеславия. Они беснуются, а наблюдающие за ними рукоплещут им, при этом завидуют. Многих копируют, отдельным поклоняются, но стоит подражателей упрекнуть в отсутствии их самих же, как выльют ушат возмущения и объявят войну против всех, кто посягнул на имя их обожателя.

Мудрые и сильные не воюют, их победа над собой не позволяет им такого расточительства временем. Они созидают и творят, потому что свободны.

Каждый из нас в состоянии ко всему прийти, если самостоятельно примет решение и приложит усилие к осуществлению задуманного.

История человечества насчитывает несколько тысячелетий и, казалось бы, все уже давно известно и все пути-дороги проторены, но нет. До сих пор многим непонятно, что значит прийти к человеку. Мы среди людей, мы в гуще событий, и даже если по примеру Сократа зажжём днем факелы, сумеем ли увидеть путь к человеку?

Здравствуй, я к тебе пришла… а в ответ тишина. А что следовало услышать? С благодарностью мир откликается на благодарность и встает на дыбы, встретившись со злом.

Так стоит ли проклинать случай и искать виноватых в наших несчастьях, когда знаем, что по большому счету никому до нас нет дела, ведь и нам большинство безразлично?

Может стоит поблагодарить пособников нашего продвижения к терпимости за то, что открывают наши таланты воевать и прощать?

А мы словно актеры в чужом спектакле, хотим вырваться, освободиться от условностей, но при этом сами цепляемся за мелочи, за то, что желает приумножения материального.

Как только станем жить по своему плану, тогда и жизнь пойдет по своему сценарию, станет своей. И для этого не так уж много надо. Попробую назвать:

Единственное, что по-настоящему есть у человека и властно над ним, но при этом позволяет собой управлять – это время. Его следует тратить экономно. Богатство - дело наживное и хлопотное, может потеряться, или затмить человека. Друзья хороши, если сам умеешь дружить и помнишь о правильной жизни. Дети родителей не забудут, если приучены к заботе и научены любви. Если уж так разобраться, у человека ничего постоянного, кроме его самого, и нет. Человек тоже изменяется, но при этом все его в нем и остается. Другое дело, что кое-что он все-таки старается забыть. Все люди разные и память человека не способна хранить основания всем нашим мыслям и словам. Многие люди ее засоряют лишним, копят обиды друг на друга, забывают добро и сами становятся забытыми.

Мы должны быть благодарны тем людям, которые нас критикуют, поскольку указывают на наши слабые места, тренируют нас держать удар. Должны благодарить и тех, кто нас отвергает, так как своим непринятием заставляют нас совершенствоваться и обретать качества, которых в нас нет. Только сказать «спасибо» недостаточно, слово легче дела. Жить с благодарностью в душе, не ожидая и не выпрашивая снисхождения и внимания, не обижаться, замыкаясь в себе, радоваться и улыбаться всем, кто вносит лепту в формирование нас. Каждому из нас такая миссия по силам. Стоит попробовать, тогда и напрягаться по поводу темы для разговора не нужно будет.

07.09.2015


Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставить свои комментарии


Макс

Прежде чем сказать кому-то горькую правду, смажь медом кончик своего языка (Арабская пословица). Конструктивная критика — это критика, после которой становится ясно, как исправить ошибку и не допустить похожую в будущем. Но часто ли нам приходится сталкиваться с трезвомыслящим мнением окружающих по поводу нашей деятельности? Можно пересчитать на пальцах, сколько раз нас критиковали по делу и удивиться, что в большинстве случаев именно неконструктивной критикой нам отбивали желание работать и совершенствоваться. Чтобы научиться принимать любую критику, нужно, прежде всего, самим правильно определять границы разумного вмешательства в чужие дела и пространство души. А чего заслуживает человек? В абсолюте, жить счастливо, в любви и достатке. А кто ему это даст? Вот тут и начинаются проблемы. Родители? Государство со своей системой социальных гарантий? Окружение (друзья, соседи, полезные контакты, сослуживцы)? Супруг(а), выросшие дети? Список можно продолжать. Наши претензии ко всем перечисленным мы представляем достаточно хорошо. С ответственностью перед ними уже посложнее. Где же та грань, разграничивающая циничного эгоиста и транжирующего свою внутреннюю суть альтруиста?

Анна

Мы имеем то, что заслуживаем, -мысль не нова, но интересно читать ее интерпретацию. Понять и принять происходящее, как само собой разумеющееся, как результат собственного усердия, а может и лени, так же же означает, что надо адекватно оценивать себя. Честно признаваться в том, что есть люди, которые умнее и лучше. К ним бы прислушаться, да поучиться уму-разуму. Всё это сложно! Мы хотим жить как соседи-европейцы, но мы-то другие и с другой историей.И автор в этом, бесспорно, права.

WW

Конечно, мне «в голову не придет выбросить телевизор или отключить интернет». Без этих благ цивилизации уже как-то сложновато. Месяц я была без компьютера (был в ремонте), казалось, что связь с миром нарушена. Вся беда человека в том, что он зацикливается на своей персоне, на своих проблемах, жалеет себя. Согласна с Н.В. нужно учиться быть счастливым. Мы можем быть слабыми, можем быть несдержанными. Но когда мы начинаем анализировать, размышлять, почему мы попадаем в такие ситуации, уже приобретаем некоторый опыт. Мы учимся мыслить. Постепенно мыслить позитивно, понимая, что некоторыми своими поступками обижаем людей, а себя тем самым загоняя в одиночество. Надо учиться дисциплинировать свой разум, контролировать свои мысли, отбрасывать все лишнее: страх, сомнение, уныние, комплексы, зависть и т.п., учиться видеть хорошее в людях, быть доброжелательными. Меняются поколения, меняются исторические эпохи, а человек все ищет ответа: для чего он в этом мире?

Н.В.

Мне нравится мысль автора о том, что у человека есть только две дороги: первая - к себе, вторая- от себя. И каждый выбирает по себе. А в чем наше предназначение? Найти свое место, себя и определиться с собственной миссией. Как сверхзадача - стать счастливым, ибо пока не сделаешь себя счастливым - не сделаешь ничего для счастья окружающих. А счастье не во вне, а внутри нас. И, мне кажется, это состояние есть константа, неизменная во времени и пространстве. Так было и в античной Греции, и в Средневековой Европе, и в новейшее время.