К вопросу о патриотизме

Об общих и вечных вопросах23.01.2016

События, происходящие в мире, заставляют задумываться и находить особенный, т.е. свой способ развития. Приблизительно схожие ситуации читаются во всех сферах жизни: общественной и личной. Обратят внимание верхи на некоторую сферу, значит, там произойдут некоторые изменения, возможно, и в лучшую сторону. Проходит время, возвращается все на круги своя. И дело не в том, что рук не хватает. Скорее всего, отсутствие профессионализма и страх «завалить» сдерживают развитие. Две глобальные проблемы, которые инструкциями решить невозможно. Говоря о важности нестандартного подхода, необходимости новых путей решения, забываем о старом грузе, который давит и мешает творчеству заявить о себе. Есть еще одна проблема, в решении которой важную роль играет временной фактор.

Мы нация в прошлом зависимого суждения и покорного характера. Кто такой раньше был хозяин земли? Пан, значит угнетатель. Кулак, значит стяжатель. Государственное, значит ничье. Отрадно, что общественное сознание изменяется. Национальная идея, которую усиленно ищут в последние годы и, вроде бы, нашли, не стала еще такой же сильной и убедительной, как убежденность в том, что моя хата с краю, ничего не знаю. Провела блиц-опрос среди лиц разных возрастных групп, спросив, в чем суть национальной идеи. Ответы заставляют не улыбаться и не плакать, а думать, как общее убеждение сделать личной потребностью, ощущать себя белорусом. Безусловно, роль общественных и государственных институтов в формировании идейности и патриотизма неоспоримо велика. Но все же формирование индивидуальных качеств и чувств, осознанного отношения к жизни и личной ответственности происходит в ближайшем окружении.

К усилению ответственности родителей за воспитание у детей гражданской позиции, законопослушного и уважительного поведения призываю и законотворческие органы, и лично каждого родителя. Несчастные случаи со смертельным исходом, когда дети-велосипедисты гибнут под колесами авто, подтверждают отсутствие ценностного и ответственного отношения к жизни, указывают на отсутствие контроля за времяпрепровождением детей со стороны родителей.

Пример. Идут мама с ребенком и лузгают семечки, а шелуху бросают налево- направо. Я сделала замечание, получила косые взгляды в ответ, но мусорить прекратили. И другой пример, сделала замечание отцу на недопустимость насилия по отношению к сыну, который принародно «родительской властью» воспитывал нерадивое чадо, употребляя и нецензурную брань, и подзатыльники. В ответ услышала: «Не ваше дело, мы не в школе».

Трудно сохранить самообладание, чтобы не вмешаться в то, что претит нормам морали и твоему сознанию. Иногда приходится делать вид, что не замечаешь, хотя внутри все кипит. Переживаю, что приходится делать такой вид, поэтому часто проявляю неравнодушие. Принципы: «если я заплатил, значит все можно» и «если это не мое, то зачем бережно к нему относиться», - меня возмущают. Считаю, что тех, кто так поступает надо наказывать тем, что для нарушителя является значимым. Ведь оказывается, что мерилом человечности для большинства является, как они сами выражаются, «бюджетность человека». «Он не нашего бюджета», - такую фразу услышала от ребенка, объясняющего причины прекращения общения с некоторыми ровесниками. А дети, как известно, зеркало семьи. Что ценят взрослые, какие предпочтения в отношениях, хорошо видно по детям.

Вместе с тем, наблюдая за состоятельными и действительно богатыми людьми, нахожу их жизнь достаточно скромной. Привыкли наши люди выдавать желаемое за действительное. Тот, кто измеряет богатство лишь числом с количеством нулей на банковском счете, скуп и беден. О важности духовного богатства, о значимости бескорыстных отношений есть много рассуждений. Духовное и материальное не взаимоисключающие, а дополняющие друг друга стороны нашей жизни. О мере много говорено, но как мало делается для ее обретения. Можно ведь меру и гармонией назвать, тем состоянием, когда радостно, и ты доволен жизнью.

Я радуюсь всем позитивным процессам, происходящим в нашем обществе, пусть порой не искусным, а жестковатым способом внедренными, но нашим, что ни есть настоящим и очевидным. Никогда не забываю, кто мы, и откуда наши корни. Довольна и возможностью жить так, как умею, и возможностью развития. Принимаю посильное участие в жизнетворении, при этом знаю, что мои возможности ограничены моими способностями и личными особенностями, поэтому много внимания уделяю преображению себя, беря за ориентир вечные ценности. Хорошо чувствую и разграничиваю Кесарево и народное. Уверена, что «хлебом и зрелищами» наш человек не обделен. А если чего-то и не хватает, значит, неверно рассчитал нужное. Спрашиваю, почему сами себя обделяем, пассивно выражая недовольство происходящим. Не нравится – изменяйте! Предлагайте то, что при массовом рассмотрении может стать всеобщей необходимостью.

Решение личных проблем, удовлетворение личных амбиций должно происходить за личный счет. Кто-то забывает об этом, пользуясь иными источниками. Тогда и происходит деление по бюджетам, растет недовольство положением. В итоге оказывается профессионалов меньше, чем корыстных и амбициозно устремленных. Оптимистично смотрю на картину жизни, поскольку вижу развитие и все большее количество думающих людей. Опасение по поводу того, чтобы охота идти вперед не пропала, есть. Ведь каждый понедельник доказывает нашу неспособность целенаправленного и планомерного продвижения вперед. Витиеватое, скачкообразное, но наше движение тоже имеет цель.

Мы ищем, и в этом большой плюс для развития. Мы открываемся, это тоже смелый шаг после стольких лет оглядывания и взгляда с прищуром. Мы ошибаемся, но признаемся, что нарабатываем опыт. И разве это плохо, жить во времена перемен? Они всегда есть, отличаются темпами, средствами и результатами. Пройдет несколько десятков лет, и наше время в учебниках будет называться временем больших перемен. Нам, живущим в этом времени не достает понимания ни времени, ни самих себя. Предлагаю не только прочитывать, но и изучать всемирную историю, чтобы убедиться, что мы не одни во вселенной, что путь исторического развития у каждого народа имеет свои особенности - ментальные. Это уже потом создаются модели экономического и политического развития, а изначально мы должны осознать себя белорусами. Мы – народ белорусский, и я – белорус, патриот своей Родины.

Человек индивидуален от рождения, личностью становится в результате труда и взаимодействия с себе подобными. Наше государство, чтобы стать сильным, должно быть интересным для взаимодействия. Сохраняя и развивая свое национальное, свою белорусскость, мы тем самым привлекаем к себе внимание. Чем шире круг общения, тем богаче человек. Чем шире взаимодействие межгосударственное, тем весомее авторитет страны. Идея сильной и процветающей Беларуси воплотится в жизнь не от частого ее употребления, а от усилий каждого белоруса в ее реализации. Мы живем лучше предыдущего поколения, мы верим, что дети будут жить не хуже, чем мы. Трудно нынче приходится, не настолько богата наша Родина, чтобы оставаться в стороне от проблем и ждать пока политики найдут выход из кризиса. Весь мир расплачивается за кем-то допущенные ошибки, за обвал экономик и девальвацию валют. И вместе с тем, каждый из нас обладает уникальной возможностью под названием «ЖИЗНЬ». Она наша, мы сделали ее такой, и мы обязаны за время, отведенное нам, достойно ее продолжить. Не озлобиться, чтобы в порыве гнева не разрушить то, что по крупинкам собиралось нашими предками. Не прятаться за спины тех, кто изо всех сил старается во имя будущего, ведь на нас смотрят наши дети.

Думаю, каждому понятно, что только в единстве и согласии проще преодолеть трудности. Идеи хороши, если согласуются с сознанием человека и не противоречат его естеству. Возможно, национальную идею стоит прочесть как стремление стать тем, кто ты есть. Женщина, мужчина, белорус… Человек? И уже не столько каждому свое, сколько по заслугам каждому.

23.01.2016


Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставить свои комментарии


Дмитрий

Прекрасная тема и очень необходимая на сегодня. Как часто только начиная слушать собеседника и слегка поняв его, мы тут же выставляем наружу своё Я, начинаем махать руками и говорить я знаю, я скажу. Чаще мы забодимся о своем имидже, выгоде и только на них и замкнуты, стараясь раскритиковать собеседника мы встоём на него как на пъедестал, чтобы казаться умнее и выше. А если бы послушали и ставили его интересы выше своих, то увидели что его беспокоит прежде всего к чему не равнодушен и даже критикуя кого-то он говорит прежде всего о своих ограничениях. И помогая ему сняв его ограничения или недопонимания, мы находим благодарного клиента, налаживаем отношения с другом, у нас появляется новый знакомый. Хорошо бы ещё по этой теме были бы работы. Спасибо.

Н.В.

"То ли он ничего не сказал, то ли я не услышала?". Замечательный поворот. Собственно, автор допускает: не я читаю книгу, это книга читает меня. При таком повороте, при таком угле зрения, всегда есть возможность что-то открыть в себе и что-то изменить. И этот процесс никогда не должен иссякать. Очень непростым мне кажется вопрос о готовности оценить, покритиковать, посмаковать над слабостями, недостаткам и несовершенством других. Очень язык обывательский чешется. Редко, но встречала людей не просто деликатных, но не допускающих и не позволяющих себе заглядывать в замочную скважину и рыться в чужом белье или глазу. А вот от самоуверенности это или от неуверенности ответить не берусь. Хотя мне ближе и понятнее видеть причину в осознании собственного несовершенства. Нужно ли говорить, если есть, что сказать? Все-таки, по обстоятельствам и по возможным последствиям. То есть, с осторожностью. Не всегда, далеко не всегда получается, к сожалению. Согласна: очень быстро человек научается говорить, а затем всю жизнь учится молчать. Спасибо.

Прихожанин

Умных речей везде и всюду многовато, а вот тишины необходимой для рождения красоты, не достает. Подробнее здесь: https://www.rossypi.net/news/otkrojte-v-sebe-tishinu/ Думаю, что тишина это еще один способ общения, которым можно выразить различный спектр чувств, не обижая, а дав возможность человеку понять его возможную ошибку. Еще, уверен у каждого из нас были случаи в жизни, когда ты просто молчишь с человеком и вам обоим все понятно, о чем вы думаете. Православные монахи считают совершенством общения с Всевышним, когда это происходит в тишине. Так и говорят : я разговариваю с Господом. "Посидим, помолчим не о чем", Ю.Шевчук

Макс

Читаю новую работу, нравится, соглашаюсь. Ощущение того, что эти мысли уже и мне приходили... И вдруг выстрел: "Умных речей везде и всюду многовато, а вот тишины, необходимой для рождения красоты, не достает. Откройте в себе тишину, если нет для её возникновения внешних источников, и вы почувствуете иной мир, иных людей". Откуда это? Эта мысль на уровне Откровения. Будто эти слова вложены Автору кем-то свыше. Читаю дальше, опять выстрел. После цитаты Ницше новое Откровение: "Возникло желание поговорить, но прежде послушать". Лучше я помолчу.