1 сентября

О семье и воспитании09.02.2016

Так и хочется, набрав полные легкие, воскликнуть: «Вот и наступил новый учебный год!» Однако задумываюсь: «А что такого нового, кроме цифры на календаре?» Ах да, море улыбок, цветов, хорошее настроение. Вот на хорошем настроении и остановлюсь.

Когда ребенок идет в первый класс – это важное событие в семье, волнительное. В детском саду воспитательница была уже известным лицом, как бы, «своим человеком». А здесь и дети незнакомые, причем их много, и учительница, которая вдруг обнаружилась только в последних числах августа. А еще головная боль, что делать с ребенком, если в продленку не возьмут? Занятия в 12.00 заканчиваются, а работа часто позже 18.00. Школьную форму, кучу разных принадлежностей (надо чтобы все у ребенка было, даже лишнее). Рюкзак, чтоб не велик, но и не мал был, так как школа только начинается, и в следующем году понадобится – все успеть купить, преимущественно в последнюю неделю (вдруг за лето значительно подрастет и форма мала будет). Да еще подстричь, научиться галстук завязывать, в школе ведь требуется их ношение. Как много дополнительных забот!

«Пожалуй, в школе отсталые люди работают, в инет не хаживают, наверное, не умеют, поэтому не прочтут. Можно поупражняться в чернословии», - даже не мысль, а некая неразумная установка заставляет преимущественно «мамочек» тратить драгоценное время на зависание в сетях. И плетутся словесные сети, и гуляет молва, не имеющая мысли.

Соглашусь, начало любого дела трудное. Для его облегчения важна подготовка, важно настроиться самому. Вот и я настроилась на линейку, словно не в 23 раз, а в первый. Но не тут-то было! Планы – это хорошо, но почему-то всегда находится нечто вне плана, да такое, что игнорирует интересы тысячи. «Мое» - у большинства в непререкаемом приоритете.

Утром в инете прочитала фразу, которая мне очень понравилась и которая во многом может объяснить и нашу жизнь, если над ней подумать и потрудиться. "Если людям давать все просто так, они будут плохо жить», - сказал М. Крупейченко, один из кандидатов в депутаты нынешней парламентской избирательной кампании. Согласна. Неплохо, чтобы люди, соблюдая справедливость и получали столько, насколько способны отдать. С той фразой все понятно, но становится непонятно, а как быть с прижившейся ментальной особенностью «Абы тихо». Фраза, при малом количестве слов, смысл имеет огромнейший. О миролюбии и патриотизме речь вести не стану. Горда тем, что живу в мирное время и благодарна дедам и прадедам за доставшееся наследство, поддерживаю мирные инициативы и детей учу беречь то, что есть.

Мне иной смысл претит: дать то, о чем «кричат», чтобы замолчали. Интересно, посчитал ли кто, сколько людей с иждивенческим настроением породила реализация этого принципа?

Встречаю на школьном коридоре мальчишку со стопкой книг, явно не из школьной библиотеки. На мой вопрос «Куда и зачем» поясняет, что не сберег школьное добро, растерял учебники, а чтобы новые получить, надо компенсировать утерянные. Разумно. Библиотекарь права, не халатно исполняет обязанности: и имущество бережет, и инструктивно-методические рекомендации министерства соблюдает. Радуюсь - порядок. Но радость недолгая. Забыла про «Абы тихо». Оказывается, нашли некоторые родители иной способ получить учебники, не компенсируя утерянные. Просто нужно позвонить и пожаловаться. И чем в более высокие инстанции позвонишь, тем скорее нужный результат получишь.

«Так как быть с инструктивным письмом и бережливостью?» – недоумевает библиотекарь.

Ответ находишь, но при этом чувствуешь себя отвратительно, поскольку законопослушен и стараешься жить по правилам. Прикинула, во сколько обходится государству «исключения из правил», да еще столько бумаги, сил и времени на составление инструктивок потрачено, которые по звонку отменяются. За всех ответить не смогу, но понимаю, что без малого великого не бывает, как и рубля без копейки.

Живу уже немало, вроде бы и опыт накоплен, но многие ситуации становятся все более непонятными.

«Нет, мой сын будет учиться именно в этой школе». Неважно, что школа в другом конце города, а привычка опаздывать на час и более, прочно сидит в крови. Неважно и то, что будет в классе 31 ученик. «Два года школа потерпит». Но мы должны не терпеть, а учить, причем качественно. Каков смысл закончив девять классов на 3-4 балла, тратить еще два года (о средствах промолчу), чтобы потом получить профтехобразование? Хотя, может и ошибаюсь. Поступит в ВУЗ (возможно и на бюджет, где недобор) и будет очередной специалист, за которого школа получит упрек: «Не научили, плохо работаете».

Не раз высказывала мысль о необходимости пересмотра получения среднего образования. То, что дети под присмотром государства, это хорошо. Но то, что родители отодвигаются в плане ответственности за свои деяния (как никак они совершили самое важное действие в жизни) – плохо. О каких бы высоких целях не думал, и как бы не старался решать проблему качества, всегда следует помнить про величайшее изобретение наших людей - «Абы тихо» или «а вот позвоню и пожалуюсь». Стоит ор, но слышат его единицы. Понимаю, что во мне говорит обида. Обида за систему. Как нас будут уважать, если мы идем на поводу у тех, кто к созидательной деятельности не привык, кто решает свои проблемы жалобами? Сколько тратим на отписки и пустые разговоры времени, которое могли бы отдать детям, с радостью и желанием идущим в школу?

Девочка на линейка пела: «…я люблю вас, люди…». Дрожью каждое слово проникало в душу, вынуждая забывать о тех правилах и законах, которые ты по принуждению вынужден нарушать. Может ну их, отдаться чувствам и следовать душе? Но как быть с разумом? Мы должны передавать знания, учить детей ими пользоваться, чтобы в итоге жить хорошо. В своем выступлении вела речь о ясности цели и важности усердного труда, об уважительном отношении к людям и необходимости беречь то, что имеем, и любить то, что делаем.

Говорят, научите хорошему, а плохое само пристанет… Печально, что плохого еще многовато, может не тому учим?

02.09.2016


Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставить свои комментарии


WW

Мне кажется, ценишь жизнь больше, когда стоишь на волоске от смерти, а не когда боишься ее в течение жизни. Смерть неизбежна, так зачем еще себя омрачать мыслями о ней? Следует просто жить, просто учиться любить, не требуя ничего взамен. С возрастом и страхи наши меняются: в детстве боялся темноты, в юности – а вдруг не выйдешь замуж, а с возрастом больше боишься своих мыслей, которые могут привести к неожиданным выводам и заключениям. И боишься, что будешь прав. .. Очень жду продолжения темы по результатам опроса. Спасибо!

н.в.

Мне все-таки кажется, что боязнь за собственную жизнь, а также за жизнь близких и жизнь в принципе - это не животный страх, а то, что сделала с человеком Культура. Животный, не звериный, а от "живот" - жизнь. Страх - чувство исключительно человеческое. Впрочем, как и бесстрашие или способность отдать жизнь за другого. Работа дышит обстоятельностью, интересными поворотами мысли и по поводу высказанного можно много думать и спорить.