Записки непосторонней

О семье и воспитании23.04.2016

Весьма необычный день – день республиканского субботника. Возможно, мое восторженное настроение кого-то удивит, а кто-то сморщится: мол, и чего здесь хорошего - в обязательном труде?

Как человек - общественник и руководитель школы, мне нужно было сегодня поучаствовать в двух субботниках: на уборке городского некрополя и на работах по благоустройству школьной территории. Пока шла на первый субботник имела возможность порассуждать о дне насущном. Рано, обычно в выходной день не столь оживленное движение, и пешеходов мало, а сегодня день произвел впечатление обычного рабочего дня. Заметила молодую пару с граблями и метелкой, направлявшуюся в сторону Крепости. Улыбаюсь. Не думаю, что по принуждению молодые люди через весь город с рабочим инвентарем идут. И город наш довольно ухожен и красив, чтобы уповать на субботник, как единственную возможность наведения порядка.

Лично я воспринимаю субботник, как дань прошлому, как акт уважения к нашим традициям. Но считаю, что корни коллективного труда много глубже и берут начало не из Советского Союза, а из более древней истории. Толока, как форма коллективного труда, была широко распространена у славян. Её организовывали в деревне для выполнения срочных и объемных работ, требующих большого количества работников: сбор урожая, вырубка леса, сооружение домов и т.д. Иногда толоку использовали для проведения общественных работ (строительство церквей, школ, дорог). В толоке односельчане работали сообща, добровольно и бесплатно. Обычно тот, для которого работали, угощал работников. Обычным делом было окончание толоки народными гуляниями с танцами и песнями. Хорошая традиция, она до сих пор живуча на селе, а вот горожане к ней приобщаются через субботники.

У нас в крови еще сохранился коллективистский дух, основанный на взаимопомощи и общности. И разве это плохо - поддержать свою ментальную особенность, которая становится менее яркой, уступая место индивидуализму? Индивидуализм как идеология, как система мировоззрения, бесспорно, хорош и притягателен. Однако, влечет за собой обособленность и способствует одиночеству. Я не раз затрагивала эту тему, не о ней сейчас хочется поговорить. Душа наполнена радостью от совместного труда, и ею хочу поделиться.

Хочу признаться в глубоком чувстве уважения к своему коллективу, учителям родной седьмой. Принято считать, что если в школе субботник, то работают дети, а учителя - лишь в качестве надзирателей. Мол, редко кто из педагогов сам работает. В этом году мы решили не привлекать детей, написали объявление, что на субботнике будем разбивать клумбы, нужно прийти поработать.

Поработав на очистке заброшенных могил на городском кладбище, поспешила в школу. Конечно, задавалась вопросом: сколько пришло человек и работают ли? Были некоторые сомнения, но по мере приближения к школьному двору, они, не успев вызреть, исчезли. Полный двор учителей - с лопатами, тяпками, граблями, ведрами, лейками. И каждый занят делом.

Спасибо, мои Любимые Коллеги! Коллектив полным составом трудился. Облагораживали территорию школы. Старались все. Желающих «отметиться присутствием», практически, не было. Работали дружно, сплоченно. Никто не жаловался, что нужно куда-то «срочно» уйти. Даже те учителя, которые вели уроки, после их завершения, пришли поработать на клумбах. Коллектив силен, когда един, когда каждый ощущает себя неотъемлемой его составляющей. «Мы все молодцы!!!» - уже вечером пришло мне сообщение от молодого учителя, у которого, к тому же, в этот день был день рождения. А он пришел и вместе со всеми работал… Много шуток, хорошее настроение и общая радость, - вот что дал нам субботник.

Субботники нужны, и не только для наведения порядка на Земле. Важна сопричастность и дух совместного дела. Важно неформальное общение, поскольку, в нестандартной ситуации люди раскрываются по-особому. Я плохо умею скрывать эмоции и чувства, и считаю, что это неплохо. Я рада и благодарна своей школе за постоянные уроки, которые она преподает, в том числе и мне. Учителя, как дети, с такой же задоринкой и естественной непосредственностью, отзывчивы и быстро загораются, если дело правое. Умеют и учить, и на земле работать, даже если не получается – стараются. А сколько радости доставили результаты труда: вскопанные клумбы, красиво обрамленные рабатки, высаженные в стройные ряды самшиты…

Конечно, с детьми так быстро результаты труда не становятся заметными, и радость несколько иная. Тот, кто работает в школе, знает, насколько важен личный пример, отлично осознает ответственность, возлагаемую на нас государством и ожиданиями общества. Порой задыхаешься от несправедливого отношения к учительской профессии, от необоснованных претензий. Устаешь от уроков и тетрадок, планов и совещаний. Но каждый новый день встаешь и собираешься в школу.

Всю свою жизнь учителя ходят в школу: учат и сами учатся. И это так интересно! Понимаешь, что высота, на которую пытаются поднять учителя, в нем самом и находится. Учителя не кичливы и не притязательны. Большинство работает не из-за зарплаты, хотя она для жизни важна. Возмущаться учительству некогда, в школе строгое расписание, и много разных задач. Вот и сегодня была особенная. Мы старались. Надеемся, что наш субботник оценят и наши дети.

23.04.2016


Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставить свои комментарии