О перфекционизме

О человеке21.05.2016

Вопрос о стремлении человека к совершенству, его саморазвитии и реализации внутреннего потенциала всегда актуален для человека. В наши дни в условиях большого выбора возможностей и широкого спектра услуг по развитию талантов и желаний человека, предоставляемых как государством, так и в частном порядке, реально приобрести то, о чем даже в недалеком прошлом, лишь мечтал.

На днях мне предложили посмотреть фотографии картин, не назвав фамилии автора, и высказать мнение. Не зная фамилии автора, я восхитилась картинами и сказала, что они мне очень нравятся, особенно пейзажи. Поинтересовалась, а кто же автор? Удивилась, узнав, что все картины принадлежат Гитлеру. О том, что Адольф Шикельгрубер (Гитлер) умел рисовать и работал в рекламном агентстве знала давно, как и то, что его карьера как художника не сложилась, поскольку рисовал посредственно. Еще школьницей изучила биографию Гитлера в том объеме и с той оценкой, которые даны в наших учебниках. В студенчестве что-то дополнительно прочла, однако никогда не проявляла интереса к его творчеству.

Рассматривая рисунки, словила себя на мысли, что мое мнение, после того как узнала имя автора, о рисунках двояко. С одной стороны, работы нравятся, и я с интересом их рассматриваю. С другой, испытываю отторжение и внутренний холод, поскольку их автор – олицетворение жестокости и насилия. Никогда ничто и никто не смогут оправдать зло, сотворенное этим человеком, учебник переписать можно, но изменить прошлое невозможно. Даже принимая во внимание действительность того времени: голод, разруха, обнищание народа и, понимая, что одна личность не способна к уничтожению миллионов людей, нельзя перекладывать ответственность за содеянное на тяжелую ситуацию, оправдывая личной драмой и неудовлетворением амбиций одного человека бесчисленные преступления против всего человечества.

Увиденные картины меня подтолкнули несколько к иным размышлениям. Они активизировались после того, как я услышала на экзамене по истории мнение одного ученика, что в современном обществе нет и быть не может настоящей музыки. Что за последние тридцать лет никто ничего не написал и в ближайшей перспективе вряд ли напишет. Молодой человек находит будущее музыки в электронной. Ученик признался, что сочиняет такую музыку, и даже дал послушать. Неплохо.

Категоричность и агрессивность, с которыми было высказано мнение, встревожили и стали причиной рассуждения о перфекционизме. Каждый из нас к чему-то стремится, что-то ищет, при этом использует разные способы и средства. Мысль, высказанная Достоевским о чудодейственном свойстве красоты спасти мир, заставляет постоянно думать, что же есть красота, и насколько реально ее достижение. (О красоте). Толкование термина неоднозначно. Перфекционизм, как стремление к совершенству, как желание сделать и себя, и мир лучше. И перфекционизм, как свидетельство нравственного нездоровья человека, выражающееся в неудовлетворении собой, тем, что делаешь, непризнание и умаление способностей не только других людей, но и личных.

Гитлер известен уже как состоявшаяся личность, причинившая зло людям. Его детство, юность стали объектом исследования после его смерти. Ни в коем случае не хочу сказать, что внутреннее неудовлетворение, не реализовавшись, способно только на зло. Замечаю, что наибольшей разрушительной силой выступает неудовлетворение неординарного человека. Человека, стремящегося к совершенству. Работая в школе, доводится часто рассматривать конфликтные ситуации, вызванные несогласием родителей с мнением и оценкой учителей в отношении их детей. Большинство родителей считает своих детей лучше других, постоянно сравнивают и переоценивают их способности, находя их особо талантливыми и даже гениальными. Многие не слышат обращений, что сравнивать человека можно лишь с ним самим прежним. Все люди разные: не лучше и не хуже, каждый - ценность сам по себе. Когда задумываешься о судьбах людей, выслушивая их истории, понимаешь, что причины многих несчастий и человеческих бед идут из раннего детства, от родительской любви (или ее отсутствии).

Желание быть лучше других, стремление превзойти в учебе, семье, достатке и др. сопровождается постоянным сомнением в правильности выбранного пути, в качестве выполненной работы, чревато неудовлетворением от получаемого. Такой человек крайне чувствителен к критике, склонен к зависти, ему сложно приспособиться к новым условиям, с окружающими людьми предпочитает конкурировать и соревноваться, а не сотрудничать. Жизнь превращается в сплошную гонку и суету, в которой отсутствует возможность отдохнуть и расслабиться. Как правило, стремление к совершенству, погоня за лучшим оборачиваются одиночеством, поскольку трудно найти друзей, отвечающих слишком высоким требованиям. Пожалуй, многие вспомнят указание родителей: «Не дружи с ним он плохой», - или что-то подобное. Что скрывается за нашим стремлением стать лучше, и какова ответственность за желание увидеть лучшее, чем мы, в наших детях?

Получается, что, пытаясь вырастить лучшего сына (дочь), мы делаем хуже некуда: закладываем комплекс неполноценности и сомнений, формируем душевную слепоту к другим людям. К себе перфекционист также предъявляет сверхтребования, и это усложняет ему жизнь, держа в постоянном напряжении. Не думаю, что каждое устремление и желание можно расценивать как проявление перфекционизма. У многих людей жизнь напоминает челночный бег (задом наперед) или эстафету: рванул, достиг, расслабился. У кого-то жизнь бесцельная, просто она есть, и надо жить. Немало людей, имеющих четкую систему мировоззрения и сформировавшихся ценностей, умеющих рационально планировать и жизненные потенциал и время.

Известный немецкий философ Ф.Ницше продвигал и отстаивал воззрение о необходимости стремления к свехчеловеку. Человек это нечто, что должны превзойти. Идея сверхчеловека, идея превосходства кажется опасной и призывающей к насилию, если ее рассматривать, не погружаясь в истоки ее возникновения. Ницше, отмечая важность человеческих добродетелей для личности человека, понимал, что не каждый способен их обрести. Он не призывал к уничтожению слабых и злых, объясняя человека, искал себя. Долгое время его философию считали идеологией фашизма, видели в ней опасность, и поэтому его труды в нашей стране были под запретом. А ведь если задуматься, идея о сверхчеловеке имеет более ранние корни, и их можно найти в религиозных верованиях людей. Человек всегда боялся и слушался некой невиданной ему силы. Природа со всем многообразием явлений и стихий подчинила сознание человека, внушила ему страх, и она же стала материалом для размышлений и лабораторией, где доказываются или опровергаются теоремы и аксиомы. Бог – Абсолют, сверх-идеал, к которому идут верующие. Ничего могущественнее, справедливее и всевышнее, чем Господь Бог, нет, утверждают верующие в бога, тем самым признавая мысль о сверхчеловеке.

Способны ли мы превзойти то, что сами в своем сознании создаем, того, кого воображаем и наделяем неординарными способностями и талантами?

Наши мысли и грезы опережают наши действия, ведь прежде дела следует побуждение к нему. О чем мечтал Гитлер, будучи подростком, мы можем лишь предполагать, ссылаясь на его книгу и свидетельства очевидцев, которые особо не запечатлевали это. Ведь никто не знает насколько известным окажется его товарищ, никто не записывает мысли других, да и многие свои оставляет без внимания. Как правило, заслуги и таланты признаются в зрелом возрасте. Рассуждения взрослого, воспоминания о детских мечтаниях не всегда соответствуют реальности, слегка искажаются и преломляются под реальность дня.

Знаем ли мы, о чем мечтают наши дети? Большинство ответят сразу, что конечно знают, поскольку сами активно помогают формированию жизненных установок. А детские проступки говорят, что многие родители все же не знают о детских грезах, что их волнует и к чему неравнодушны.

Пришлось беседовать с родителями мальчика, который допускал в отношениях с одноклассниками школе жестокость и цинизм. Семья, позитивная и активно занимающаяся воспитанием. Чем объясняется двуличие ребенка, когда со взрослыми и теми, кто его сильнее вежлив и тактичен, и допускает насилие по отношению к тем, кто его слабее? Родители в недоумении. Их стремление к тому, чтобы их сын был лучше других, их родительская опека и максимальное ограждение своего чада от трудностей заставляют того свой протест и несогласие с позицией взрослых выражать тайно.

Слепая родительская любовь мешает объективно рассмотреть способности и таланты своего ребенка. Вначале сами себя убеждают себя в том, что их ребенок самый лучший, затем это убеждение вкладывают в сознание ребенка. И что остается тому? С одной стороны, соответствовать завышенным ожиданиям родителей, с другой – скрыто переживать свои неудачи и тайно от родителей проявлять свои настоящие желания и самого себя. Не лучшего в мире ребенка должны взращивать родители, а формировать представление о лучших качествах человека, развивать внутренний мир чувствования ребенка. Помогать ему в создании духовного мира, учить выражать эмоции и чувства. Не дети ответственны за свое рождение, а родители за то, что дали миру новые жизни. Дети ответственны за жизнь, которой их наградили. И когда кого-то из детей ругаем, должны помнить, что наши слова будут ветром, пошумевшим и утихшим, если не всколыхнут сознание родителей. Чем старше ребенок, тем больше способностей к самостоятельному осмыслению действительности. Можно и нужно влиять на детские умы убеждением. Но при этом всегда помнить об ответственности.

Дети, словно губка, впитывают получаемую информацию, которая при поддержке и развитии, превращается в личное убеждение. Формировать жизненную позицию и мировоззрение следует осторожно и ответственно, без категоричности и завышенных требований, объясняя свою позицию, свои чувства, являясь примером. У Петра I был замечательный отец, воспитавший в сыне неординарную личность, позитивно повлиявшую на развитие России. Петр, как любой царь, допускал самодурство и неодобряемые шаги, но не как любой, думал об общем благе и созидал его, генерируя и претворяя в жизнь идеи и преобразования. Об отце Петра I меньше знаем, хотя заслуги Алексея Михайловичи перед Россией очень велики (даже в том, что подарил такого сына, не говоря уже о созданных предпосылках для реформирования).

Впрочем, много известных и великих личностей, по-разному наследивших в истории, но большинству людей их имена ни о чем не говорят. Всегда неоднозначна оценка их деятельности, кто-то пропустит мимо ушей информацию, на кого-то мало известный факт сильно повлияет, на кого-то не произведет никакого впечатления. Однако, если о них говорят, значит они затронули сознание, повлияли на происходящее в мире. Мы разные и думаем и чувствуем по разному. В основе нашего развития площадка, созданная нашими родителями. Что на ней будет расти, чем заполнится зависит уже от нас самих.

В современном обществе значительно улучшились условия жизни и человек, желая иметь еще больше, чем имеет, стремясь получить то, на что не хватает сил (материальных, духовных) включается в гонку к лучшей жизни. Но что она есть, лучшая жизнь? Та, которая отрицает настоящую, происходящую в реальном времени? Понятно, страстно желая лучшего, сознательно упускаем происходящее, поскольку торопимся жить лучше. «Лучшее – враг хорошего», - фраза, которую периодически произносим, но от активной гонки за прекрасным будущим не отказываемся. Вкус к жизни зависит от индивидуальных способностей и устремлений по их реализации, не может быть единым и общим. Родители, которые пытаются осуществлять когнитивное стимулирование ребенка, занимаются различными программами обучения, получат положительный эффект. Научить ребенка целеустремленности, привить желание успеха и самореализации не менее важно умения дружить. Умение работать в команде, доверие и уважение, сострадание и сорадость – качества, которые помогают находить товарищей, друзей и разнообразить жизнь.

Если так много тех, кто хочет быть лучше других, как быть с теми, кого они хотят обойти? Так и рождается насилие. От нереализованных амбиций, от умаления роли и неординарности других людей, от неадекватной самооценки (причем, как заниженной, так и завышенной), от слепой родительской любви (или ее отсутствии) не злые гении появляются на свет, а злые люди, озлобленные и на мир, и на себя.

Мы хотим жить серьезно и хорошо, но не серьезно занимаемся самообучением и самовоспитанием. В облегчении условий жизни, создании материальной комфортности находим свое применение и понимание хорошей жизни, от такого отношения формируется чувство перманентной подготовки к жизни, которая вот-вот должна начаться. Ждем. Теряем. Уходим. Зачем?

Остановиться. Оглядеться. Возрадоваться. Красота в том и сокрыта, что наряду с возможностью видеть мир разным ощущаешь себя счастливым. Стремление к новому, к более высокому уровню и в отношениях, и в развитии себя посильно каждому, надо только верный избрать ориентир. О перфекционизме можно долго рассуждать, называя плюсы и минусы, сравнивая и сопоставляя имеющееся с желаемым. Надо ли, самое ценное тратить на то, что «удешевляет» человека? Разумеется, любое мнение имеет право на жизнь, даже если спорно и не согласуется с личной позицией. Зачем тратить впустую жизненную энергию, чтобы превзойти других, когда с собой справиться не можем?

Июнь 2015


Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставить свои комментарии