К вопросу о нововведениях в среднем образовании

О семье и воспитании02.02.2019

На днях прочитала о введении в учебные планы средних школ курса «Основы семейной жизни». Разумеется, не оставила без внимания и комментарии, не многие из которых заслуживают внимания. Мнения разнообразны. Как правило, для обывателя был бы повод, а что комментировать - не столь важно.

Не новичок в системе образования и имею свой взгляд: задумка нужная. Хорошо, что об этом уведомили заранее, а не накануне нового учебного года, как в случае с профессиональным обучением. О нем, особое мнение (несколько позже). Программу курса не читала, надеюсь, содержит возможность коррекции и адаптации к конкретному учреждению и конкретному классу. В комментариях прочла опасение, что введение такого курса станет не более чем формальным заполнением времени и дополнительной нагрузкой для учащихся. Не исключаю, что такое может произойти в отдельных учреждениях. Формализм в преподавании встречается не только на спецкурсах, к сожалению. Я и ранее говорила, что школьная программа нуждается в пересмотре отдельных предметов, например, допризывная и медицинская подготовка. А количество учащихся, освобожденных от уроков физкультуры, особенно в старших классах, ставит под сомнение количество часов, отведенных на ее проведение. Ведь на уроке должны присутствовать все дети.

В то же время, возникает проблема как за 3 часа русского языка и литературы и к ЦТ подготовить, и научить выражать чувства, прочитав многостраничные произведения. Конечно, дети не успевают, ведь большую часть свободного, да и не только, тратят на социальные сети. О пользе и вреде такого зависания сказано-пересказано, повторяться не стану, лишь отмечу, что чем младше дети, тем проще выстраивают коммуникацию, и чем старше становятся, тем больше замыкаются в себе и испытывают трудности в общении. Это личный опыт.

Кто будет вести спецкурс – решение руководства школы, от которого во многом будет зависеть, выполнит ли свое предназначение данный предмет. Ох, давным-давно, когда училась в школе, у меня был такой курс, его вела завуч – строгая, холодная дама. Для нее, учителя математики, все было предельно ясно и понятно, и урок строила четко, без дополнительных вопросов и попыток к рассуждениям. Что полезного дал мне этот предмет? Так сразу и не скажу. Но помнится, что после уроков по пути домой, а дорога длинной была, 5 километров пешего пути в одну сторону, шептались с подружками о планах на семью. Сокровенное сказать стеснялись, поэтому чаще мечтали про себя, активнее мечталось в те дни, когда был спецкурс. А еще помнится, что девочек на отдельные занятия отделяли от мальчиков и вели речь о репродуктивном здоровье. Как же мы смущались!

По моему мнению, такой спецкурс – это площадка для взаимодействия учителя, психолога, ученика и родителя. Форма традиционного урока явно не для «Основ семейной жизни». Для такого предмета важна не столько просветительская сторона, что нынче не проблемно освоить самостоятельно, сколько практическая направленность курса. Если дети не поверят учителю – доверия не выстроится, значит и пользы от предмета будет мало. Хотелось бы, чтобы так, как я ждала такого курса, также с радостью его восприняли учителя и дети.

А о профессиональном обучении в старших классах выскажу глубокое переживание от того, что приходится не совсем профессионально делать то, что должны бы делать специализированные учебные заведения. Это ничто иное как уступка родителям, чьи дети, с трудом освоившие базовую программу, желают, чтобы они имели высшее образование. К сожалению, многие его получат (преимущественно платно). Не потому ли и качество молодых специалистов желает быть лучшим? В школах нет материальной базы и таких специалистов, как в профтехобразовании, которые дали бы хорошую подготовку по рабочим специальностям.

Действительно, нужно реформировать старшую ступень обучения и не брать всех без разбора в десятый класс. Желание, не подкрепленное способностями и возможностями, но окрашенное амбициями, дорого обходится и желающим, и тем, кто пытается удовлетворить запросы всех. Решить проблему можно, и путей существует несколько (к сожалению, УПК канули в небытие). Но может не изобретать нечто необычное, а присмотреться к мировому опыту, и, с учетом наших национальных особенностей, взять что-то полезное.

Мысли разные, однако площадка нашего сайта, имеет несколько иную особенность. Порой профессиональное так защемит внутри, что и высказываешься. А вообще, по школьным делам я пишу много, пытаюсь реализовать на практике отдельные идеи, но это уже «другая история». Просто всколыхнулось неравнодушие от приятного известия.

23.01.2019


Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставить свои комментарии


WW

Вы, как маячок, всегда в нужный момент направляете на путь светом своих мыслей, чтобы мы могли «жить действенно, увидеть то важное, что можно еще осуществить, сформировать новое отношение к жизни и стремление к изменениям». Большое спасибо!

н.в.

Разговор с собой и попытка понять себя , чтобы избавиться от нежелательного был актуален для меня все предыдущие дни: готовилась к исповеди. Для исповеди выбрала сегодняшний день. Исповедь начала с признания в жадности, на этом священник меня и остановил, дальнейшее мое покаяние слушать ему показалось скучным. Бог ему судья. Открыла Ваш сайт , он начинался с темы , что есть жадность. Ничего случайного не бывает? Очень понравилась мысль о том, что нужно учиться отдавать раньше, чем придет время потерь. Думаю, каждый понимает это по-своему. Для меня - это намек : не жалей сил и чувств близким (внукам в том числе), пока время есть. Далее не менее интересны рассуждения о счастье и смысле жизни. Прочла и задумалась, состояние неудовлетворенности жизнью - признак слабости или силы, ума или его недостатка? Это начало преодоления себя или списывание на судьбу. Задумалась о соотношении прошлого, настоящего и будущего. До определенного момента у людей есть будущее, с какого-то момента - прошлое. А есть ли настоящее? Когда человека начинает волновать прошлое? Это зависит от возраста или от содержания? Ну и наконец, выслушала собственный диагноз: у эгоистов катастрофически не хватает времени. Времени мне не хватает всегда, я так им дорожу, а это то и значит... Ну, спасибо! Одним словом, премного благодарна за возвращенную возможность самопознания с вашей, уважаемый автор, помощью.

Анна

Прочла несколько раз. Как будто прошла испытание на понимание написанного. Задумалась, а как находить силы, чтобы противостоять массовости и общественному влиянию, не в здоровом ли эгоизме? Человек всегда выбирает то, что ему проще и понятнее, возможно от этого чаще и ощущает себя неудовлетворенным и проявляет недовольство жизнью. Согласна с вашей позицией, действительно до тех пор, пока не поймешь, что для тебя всего важнее и приоритетнее, будешь жить, как будто кому-то задолжал или чего-то не выполнил. Но и все же, сложно, ой, как сложно понять смысл своей жизни, а может своего существования. Спасибо, что направляете и даете возможность для размышлений о том, мимо чего проходим ежедневно, не замечая.