О страхе одиночества и не только

Ступени17.08.2014

(Причины страхов. Часть 7)

Продолжаю работу о причинах страхов. Действительно, страх – начало мудрости. Поскольку, сомневаясь, задумываешься, анализируешь жизненные ситуации, применяешь опыт и знания, действуешь более осмотрительно и разумно. Таким образом, формируешь понимание. Проще и понятнее ли от этого жизнь, однозначно не ответишь. Но что поводов для грусти становится больше, это точно. Страшно ли при этом, что теряешь радость? По-моему убеждению, радость познания не проявляется в веселье, она в удовлетворении собой. Довольна ли я собой? Нет. Но радостные ощущения испытываю часто. Не страх ли мешает мне ощущать жизнь так, словно, завтра умру. Возможно, потому что не рачительна ко времени, увлекаюсь речами и люблю тишину…

К страхам третьей группы агностического характера, связанным со способностями понимать и воспринимать жизнь и себя отношу следующие:

Следует отметить, что отдельные страхи имеют обширную причину возникновения, их можно отнести и ко второй, и к третьей группе страхов. Преимущественно это страхи потери. Некоторые из перечисленных боязней настолько взаимосвязаны и переплетены между собой, что трудно между ними провести грань и определить, чего больше опасается человек.

Остановлюсь подробнее на характеристике вышеперечисленных страхов.

По сути, страх перед будущим и неизвестным обратно пропорционален уверенности человека в своих способностях справляться с непредсказуемым, разбираться в происходящем. Чем увереннее человек и шире его кругозор, тем меньше он подвержен страхам. На наличие страха перед будущим указывают второстепенные признаки. Например, соблюдение четкого режима, подержание строгого порядка во всем, преимущественно, внешне ощутимого, желание и стремление взять контроль над происходящим. Понаблюдайте за человеком, как он собирается в дальнюю командировку или путешествие. Одному надо время, чтобы хорошо подготовиться, все продумать, чтобы непредвиденное не застало его врасплох. Берет с собой вещи и предметы, которые ему, якобы, нужны, но вряд ли он ими воспользуется. Детализирует и неоднократно уточняет маршрут следования, перепроверяет даты. Другой на подготовку не тратит себя так усердно, предпочитает проблемы решать по мере поступления.

К признакам, указывающим на присутствие страха перед будущим можно отнести и постоянное уклонение от принятия решения, подавление инициативности в себе (вначале загорается, а потом вдруг гаснет), привычку постоянно оглядываться, сомневаться: надо - не надо, постоянное бегство и апелляция к прошлому.

Жизнь показывает, что у людей, уверенных в себе, проблем возникает меньше, чем у сомневающихся и обеспокоенных, как поступить, как сделать, чтобы ситуация не застала врасплох. И дело не в том, что Судьба к одним благосклонна, а других испытывает. Ответ в субъективном отношении к жизни. Крайне неуверенные в себе люди словно выискивают или ожидают некого подвоха, программируют себя на неприятности (они и случаются).

Страх перед будущим, равно как и многие другие, возникает периодически. Наиболее остро ощущается в моменты необходимости выбора, при смене обстановки или же желании начать новую жизнь. Однако, из-за нерешительности, недостаточности знаний, отсутствия уверенности, в силу характера, появляются сомнения и даже развивается мнительность. От мнительности растут суеверия и недоверие. Причем не только к другим людям, но и к самому себе. Человек сам себе проверяет и перепроверяет, уходит от активного общения, предпочитая обособленность. Вокруг видит преимущественно недоброжелателей и врагов.

Когда жизнь размеренна и нетороплива, есть определенный социальный статус и материальный достаток, человек, практически, такой страх не проявляет. Тот, кто постоянно рискует, привносит в жизнь изменения и новшества, но не задерживается на достигнутом, развивая и приумножая то, что есть, также испытывает страх перед будущим. Себе и окружающим пытается доказать, что смел и успешен (О смелости). Но по-настоящему смелые люди уверены и успешны, не нуждаются в совершении «жизненных подвигов» и в неоправданных рисках. Они действуют согласно убеждениям и жизненным принципам. А вот неопределившимся и пытающимся взять «быка за рога», но в итоге уцепившимся только за его хвост, порекомендовала бы пересмотреть жизненные ценности и цели. Может и не нужно будет себя мучить необходимостью совершать ненужное.

Чтобы справиться со страхом перед будущим, помимо общих действий, которые следует выполнить при перевоспитании любого страха, нужно целенаправленно развивать уверенность в своих способностях и расширять кругозор. Хорошо помогают преодолению этого страха путешествия.

Страх темноты, как беспокойство перед неведением.

История человечества насчитывает несколько тысячелетий, столько же лет живет и страх перед темнотой.

Представления о темноте формировались не только, как об ограничении возможностей человека, но и как об особом мире, где торжествуют злые духи. Поскольку человек в темноте меньше видит, не может определить, что перед ним находится, не знает, кого может встретить, действует осторожнее. В темноте страшна не столько темнота, сколько то, что там может произойти, его тревожит предвкушение от возможной неприятной встречи. В темноте ощущаешь себя безоружным и незащищенным, не готовым к непредвиденному. Воображение рисует страшные фантастические картинки, и человек, поддавшись воображению, теряет самоконтроль. Пытается поскорее преодолеть темное пространство, выйти на свет. Чем ярче способности к фантазиям и воображению, тем масштабнее проявление страха перед темнотой. Редко взрослые признаются, что чувствуют определенную скованность и неуклюжесть в темноте, особенно храбрые мужчины умалчивают о своей тревожности в таких ситуациях. А дело не столько в страхе перед темнотой, сколько в отсутствии контроля над ситуацией.

Страх темноты проявляется по-разному. На его интенсивность влияет, в-первую очередь, возраст. Дети, ввиду малого опыта и знаний, ему более подвержены, чем взрослые. Малыш просит маму не оставлять его одного в комнате, так как испытывает незащищенность, усугубляемую темнотой. Ребенка, которого в знак наказания постоянно оставляют одного в темной комнате, во взрослой жизни будет преследовать боязнь остаться одному, которая способствует страху одиночества.

То есть, из одного страха происходят другие, более сложные, и если страх темноты преодолевается самоубеждением и тренировкой, то для преодоления страхов, которые порождены боязнью темноты, таких методов преодоления недостаточно. У взрослых этот страх будут испытывать люди, отчетливо запечатлевшие в памяти страшные переживания из детства, вызванные темнотой, а может и недостаточным вниманием родителей, когда ребенок подолгу проводил время наедине с собой, закрывшись в своей комнате, спрятавшись под одеялом. Как правило, это мнительные и ранимые лица, легко внушаемые и обладающие развитым воображением. А также те, кто не дополучил своей дозы любви, будучи ребенком. Им постоянно хочется внимания, и они стремятся быть на виду, но только чтобы никто не досаждал расспросами о нем самом. Для преодоления страха перед темнотой и упреждения других страхов, вытекающих из этой боязни, родителям не стоит запугивать детей чудовищами, которые возникают в темноте. Им надо объяснять физические свойства природных явлений. Взрослым нужно понять, что именно застряло в их памяти, что вызывает неприятные ощущения, проговорить их, простить и отпустить обиды. Для этого важно заручиться доверием близкого человека, который станет помощником в преодолении этого страха.

Иногда один страх побеждается другим, более сильным. Я очень боялась покойников, было страшно остаться одной в большом доме, ночью мерещилась всякая устрашающая ерунда. Убеждений, что никого нет, было недостаточно, чтобы избавиться от страха. И только после того, как умер отец, и я провела всю ночь у его гроба, причем, большую часть времени была одна, поняла, что никакие чудовища ночью не ходят. Горе оказалось сильнее страха. С тех пор без особого страха уезжаю на несколько дней в глухую деревню и живу там одна. Постоянное самоубеждение и самовнушение, что не страшно, переживание ситуаций страха делают его слабым. А еще можно попробовать нарисовать свои переживания, тревогу, то, что глубоко застряв, вызывает беспокойство. Свой «художественный шедевр» можно сжечь с внушением, что вместе исчезают и тревоги, а можно полюбить и подружиться с персонажами. Следует отказаться от просмотра телевизора на ночь, даже если это и не фильм ужасов. Впечатлительные люди и в смешном могут обнаружить устрашающее. Лучше прогуляться перед сном. Пока страшно ходить одному, можно в компании близкого человека. Стоит ходить не только проторенными тропами, но и периодически изменять маршрут, тем самым, раздвигать границы известного и контролируемого.

Боязнь остаться одному порождена как страхом перед темнотой, так и боязнью пространства и времени. Указывает на наличие зависимостей и отсутствие внутренней свободы. Человеку неспокойно, внутренний конфликт, вызванный несоответствием того, что имеется, с тем, что желается, порождает дисгармонию в отношениях с окружающими. Не понимая всеобщей взаимосвязи и необходимости общественного взаимодействия (О законах диалектики в отношениях), неадекватно оценивая себя и окружающих, человек незаметно встает на путь обособленного существования. Боязнь прослыть не таким, как все, или же наоборот, яркое противопоставление себя обществу указывает и на неуверенность в поведении, и на страх быть одному.

Человеку, как представителю общественную систему и исходя из этого, носителю массовой фобии, внушается, что жизнь вне системы немыслима, невероятно сложна и непосильна. Через средства массовой информации (особо опасно воздействие социальных интернет-сетей), через моду, популярные фильмы, музыку, игры каждому из нас навязывается определенный образ жизни, мы становимся винтиками большой машины, подавляющей нашу индивидуальность. С одной стороны, широки возможности по развитию индивидуальности, а с другой – тон и стиль индивидуальности задается обществом. От степени сформировавшейся конкретно у каждого из нас внутренней свободы, от уровня самодостаточности и успешности, зависит не только податливость общественному влиянию и от этого размытая индивидуальность, но и подверженность страху одиночества. Страх одиночества тесно связан со страхом остаться ни с чем.

На наличие страха остаться ни с чем указывают и приверженность старому, и консерватизм, и незыблемость мышления. Строгое следование привычкам, педантизм и устремленность создать максимально комфортные условия жизни. Обратите внимание на напичканость квартиры и машины разными техническими усовершенствованиями, многие из которых бесполезны, и легко можно без них обойтись. Эти люди зависимы от удовлетворения первичных потребностей, от материального достатка, и если произойдет сбой в их системе обеспечения, они впадут в депрессию. Для них потеря определенности и стабильности равна крушению жизни. Им очень страшно что-либо менять в своей жизни, да и немногие способны на протяжении всей жизни «двигаться без остановки», размеренно и неторопливо. Изменение воспринимается скорее крахом, нежели способностью развиваться.

Понятно, что получение некоторых благ накладывает определенные обязательства и на человека. И одержимый желанием получить, не замечает, как становится зависимым от своего устремления. Вместе с зависимостью формируется и страх: «А вдруг потом не получу?» Формируется страх потери, развивается чрезмерная осторожность и подозрительность. Стяжательство и жадность указывают на то, что не только в системе ценностей у человека нелады, но есть и признаки страхов. Интуитивно человек чувствует, что нужно делать, чтобы получить желаемое, а страх не получить, сдерживает действия. Получается, что интуиция притупляется, уступая место холодному расчету и страху. Надо правильно реагировать на получаемые блага, порой стоит отказаться от малого (материального), чтобы получить большее – удовлетворение собой. Тот, кто опасается остаться ни с чем, чаще всего одинок, поскольку скуп.

Жадность, нежелание делиться способствуют одинокому образу жизни. Стремление выделиться, привлечь внимание, быть не таким, как все, вынуждает задумываться насколько комфортно человеку в коллективе. Для чего это он так выделяется? Проявляя внешнее несогласие, он остро нуждается в одобрении и принятии себя, как части единого целого. Неважно, речь идет о конкретном деле или о рабочем коллективе, или же о семье. Как правило, тот, кто ярко привлекает внимание и старается всем понравиться, боится остаться один, хотя внешне выглядит иначе.

Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, человек боится одиночества. Старается, из кожи лезет, чтобы всем понравиться и произвести впечатление, но не получается разорвать замкнутый круг. Он не понимает причин одинокого состояния. Связывает преимущественно с внешними факторами, не столько от него зависящими, сколько от людей, которые его не поняли и не оценили. С другой стороны ему нравится его одинокое состояние, он позволяет себе нежиться и наслаждаться им. Внешне демонстрируя удовлетворенность положением, проявляя независимую позицию, якобы, свободу. А свободы-то, нет. Он зависим от комфортного образа жизни, от материального достатка, он жаден и на чувства, поскольку нет уверенности, что они окупятся.

Одиночество для многих страшнее смерти. Одинокие люди очень остро нуждается в поддержке, доверии и любви. Они болезненно воспринимают любые замечания в свой адрес, обидчивы. Поскольку многим не приемлема конфронтация и конфликты, избегают людей, близких отношений. Знакомых и товарищей может быть много, но настоящих друзей – мало.

Одиночество может стать как результатом особо усердной работы над собой, так и порождением страха стать ненужным. Все чаще читаю мнения людей о том, что им нравится жить одиноко. Возможно. Не стоит объединять понятие «одинокое проживание» с ощущением одиночества.

Страх остаться одному, а от него и страх одиночества, по моему, самый серьезный и распространенный страх среди людей. Среди мною опрошенных, мужчины чаще женщин выделяли этот страх главным. Потерять жизнь, здоровье, уже второстепенно в сравнении с этим страхом.

Желание всем понравиться и произвести впечатление не только мощный стимул для развития человека, но и одна из главных причин страха одиночества. Быть самим собой, не выпячивая себя, а замечая других –действенный совет для думающего человека.

Неспособность адекватно оценить ситуацию порождает обиду, вызывает чувство нереализованности и неоцененности. Самовнушение в избранности губит человека, он не прислушивается к мнению окружающих, не слушает советов друзей, полагается только на себя, он одинок. Гордость и тщеславие мешают сделать шаг навстречу людям, которые искренне желают добра. Чем дольше период закрытости и отчужденности, тем меньше становится желающих искренне помочь и протянуть руку помощи.

Как преодолеть себя, и не дать страху разрастись, как избавиться от довлеющего самовнушения и обиды? Надо переступить через себя, но пора прекратить это делать с другими. Следует забыть о своих установках в особой избранности или неоцененности, надо простить обиды, укротить гордость и попросить о помощи. Мы не всесильны и не боги, мы обычные из многих, и наша настоящность сокрыта в нашей естественности. Мы не должны казаться слабыми, когда людям нужна наша помощь. Мы не должны кичиться силой, когда от страха колени дрожат, и холодеет душа. Мы должны преодолевать себя, честно признаваясь в том, кто мы есть и чего хотим от действительности. Обязательно надо доверять и принимать людей не с позиции корыстной полезности, а в зависимости от их духовного содержания и нравственного поведения: какие они добрые или злые. И если сами хотим понимания и внимания, значит и другим должны платить тем же.

А мы сердимся, беснуемся от неоправданных ожиданий, не понимая, что вся неудовлетворенность от страха, страха потерять или же от страха не получить. Страх тормозит духовное развитие, вызывает лень, а она парализует действия и превращает жизнь в сплошную черную полосу.

Не понимая одиночества, мы его боимся, так как считаем, что перестаем быть нужными. А ведь действительно, многие люди, неправильно расставившие жизненные ценности, теряют свою значимость. А кто-то, оступившись, ощущает, как от него отворачиваются и проходят мимо. И он одинок. Причин одиночества много, понять их, порой, мешает страх. Человек борется с последствиями, а не разбирается с причинами, от этого постоянно совершает ошибки, но боится в этом признаваться. Наряду со страхом одиночества появляется и страх жизненного краха, потери смысла жизни.

Грешно бросать человека в его слабостях, несмотря на степень проступка. Всегда нужно помогать тем, кто желает исправиться, кто стремится к изменению себя. Возможно, он нуждается в некоторой обособленности, покое, но отворачиваться полностью нельзя. Пример матерей, когда какие бы их сыновья не совершали плохие поступки, всегда рядом. Но понимают материнскую любовь сыновья порой запоздало. Когда имеем, не ценим, когда лишаемся, начинаем переживать. С потерей самого близкого и любящего человека обостряется чувство ненужности, рождается страх одиночества. Несчастная безответная любовь, уход любимого человека также порождают страх, что неспособен любить, что не нужен, что удел быть одному. Практически каждый, из переживших расставание, прошел через период потери интереса к жизни, когда ни себе, ни тому, что вокруг, не уделялось должного внимания. Это опасный период времени. Его затягивать нельзя, надо работать над собой, чтобы не становиться НИЧЕМ. Ведь самое страшное в одиночестве – ощущение себя ненужным.

Тебя игнорируют, потому что утеряна способность отдавать и делиться, притягательность становится блеклой и слабой. Ощущение себя одиноким зависит от осознания собственного «Я». Чем сильнее ощущения и выше степень самопознания, тем глубже одиночество. Самоидентификация рушится, теряется стимул жить и интерес к жизни. Разными способами люди пытаются его избежать (наркотики, сексуальная фривольность, зависимость от соцсетей, активное занятие спортом и т.п.), чтобы повысить свою значимость, чтобы заглушить страх стать ненужным. Но лишь немногие преодолевают состояние отчужденности, открывают в себе источники для радостных ощущений.

Для того чтобы ценить жизнь, люди не должны быть одинокими, они должны испытывать симпатии, должны жить парами, вместе. Душа очень хорошо чувствует отношение других, определяет искренность и настоящность. Когда нет душевного притяжения, нет любви, тогда есть страх остаться одному. Одинокие женщины заводят ребенка и передают ему всю нерастраченную любовь. Для них ребенок – средство борьбы со страхом одиночества. Я уже говорила, что одинокому родителю очень сильно надо постараться, чтобы любовью своей не навредить ребенку, не заложить в нем зависимость и слепую привязанность, я бы сказала, раболепие. Надо учить любви и жить в любви, но если ты одинок, какой пример ребенку? Любовь – самое изысканное, самое требовательное и редкое чувство. Это огромное усилие духа по развитию дара, которым нас награждают свыше.

Во многих работах я рассматривала природу любви, повторяться не буду. Считаю, что любовь и ощущение внутренней свободы – главное оружие в борьбе со страхами этой группы. Любовь неразделённая вызывает тревогу, наводит печаль и тоску, лишает смысла жизни, ты обесцениваешь себя. Но стоит обрести взаимность, как все печали и горести преодолеваются, забываются тревоги и всё кажется преодолимым. Надо душу открывать, впускать чувства, развивать эмоциональность не для того, чтобы испытать привязанность, а чтобы получать больший импульс для развития. Надо преодолевать то, что не способствует развитию, не следует бояться расставаний, если отношения обречены. Вместе со страхом одиночества приходит и ощущение конечности жизни. Разве кто-то из нас спешит к смерти? Каждый желает жить долго и счастливо. Для этого стоит прекратить бояться. Чувства находятся внутри нас, мы ими управляем. Прислушайтесь к себе, что мешает радостному восприятию жизни? Чувств много не бывает, от них человек становится сильнее, а от недостатка – слабеет (К вопросу о триединстве человека). Развивайте ощущения, обогащайте чувственность и, тем самым, становитесь духовно богаче, значит смелее.

В следующей работе продолжу рассмотрение других вышеуказанных страхов.

16.08.2014


Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставить свои комментарии


Макс

"Свойство, когда намеренно принижается значимость других, ставится под сомнение бескорыстность и подлинность мотивов поведения". Это цинизм. В чистом виде ни одно вещество в природе не существует. Так и свойства души перемешаны в конкретном человеке в определенной пропорции. Для наглядности определения мы всегда представляем себе конкретного человека. Поэтому и не всегда точно выделяем это самое чистое вещество. Не претендуя на абсолютную точность, попробую определить носителей этого "бесстыдного свойства", как людей, подвергающих всё сомнению, но с издёвкой (особенно над тем, что другим кажется добрым). Является ли полезным это свойство для его носителя? Вопрос спорный. Уважать себя, не уважая других, - это хамство. Не уважать себя, уважая других, - это неуверенность в себе. Не уважать себя, не уважая других, - это цинизм.

неизвестный

Светлана Алексеевна, я не стану гадать, какое «бесстыдное» свойство Вы имеете в виду. Этим свойством или свойствами обладают некоторые руководители, появившиеся у нас в период перехода от социализма к капитализму. Я приведу их характеристику, пользуясь выдержками из Вашей работы: - Они ценит себя превыше других, пользуясь другими. - Ими намеренно принижается значимость других, ставится под сомнение бескорыстность и подлинность мотивов поведения. - Они ленивы, не привыкли к черновой работе, постоянному и кропотливому труду. - Их завышенная самооценка проявляется иронично-пренебрежительным отношением к окружающим. - Их чувственный мир скуден, у них низкая эмпатичность. - Эти люди способны к быстрым и жестким решениям. Даже если их настигнет неудача, они не станут печалиться, а примут скорые меры по минимизации негативных последствий для себя. - Их не будут мучить укоры совести, когда, не отдав, пожелают получить. - С комплиментом не поспешат, а замечание, что могло бы быть и лучше, выскажут непременно. - Сорадоваться такие люди не умеют, успех других объясняют кратко: дуракам везет, или что-то в этом роде. - Эти люди язвительно-оскорбительно замечают и выставляют напоказ чужие недостатки, словно сами безгрешны. Для полноты Вашей характеристики этих людей я бы добавил следующее: - Они преувеличивают роль наследственности в становлении личности, выпячивают свое «высокородное» происхождение. - Значительно уступая другим в профессионализме, они могут получить руководящие должности только по протекции. - Они всегда очень стараются угодить руководству и опираются на услужливых работников, которым присуща рабская психология. Поскольку людей с рабской психологией пока еще не очень много, коллектив, как правило, таких руководителей не приемлет и пытается от них избавиться.

WW

Может быть высокомерие? И все что с ним связано: надменность, презрение, гордость.

TST

Высокомерие.

Анна

Цинизм?